Аппаратно-программный комплекс диагностики и коррекции высших психических функций ШУФРИД (SCHUHFRIED)
Компьютеризированная система психологического тестирования и тренинга Sсhuhfried позволяет быстро, объективно, точно и в стандартизованной форме оценить, а также корректировать, психологические особенности личности с точки зрения клинической психологии, психофизиологии и нейропсихологии.
Высокий уровень стандартизации методик тестирования и тренировок позволяет использовать данный комплекс для решения задач социальной реабилитации пациентов с нарушениями связанными с психологическими, когнитивными, психофизиологическими функциями. Нейропсихологическая оценка используется, в первую очередь, для точной диагностики изменений работоспособности или индивидуальных черт после перенесенных ЧМТ, или болезней, влияющих на работу ЦНС и последующей социальной реабилитации.
Используемые тесты и тренировки включают инструменты для измерения и реабилитации базовых психических функций, таких как, внимание, память, моторика, управляющие функции, обеспечивающие надежные результаты. Прежде всего, тесты используются для получения объективного описания функциональных расстройств. По результатам тестирования может быть выбран соответствующий метод лечения и назначена комплексная терапия, включающая когнитивную реабилитацию на данном комплексе.
В отличие от прочих систем, основанных на личных опросах испытуемого, компьютеризированная система Schuhfried, обеспечивает объективную оценку, основанную на статистической модели. Для построения данной модели было задействовано более 1500 респондентов. Данная выборка является полностью репрезентативной. После проведения теста система выдает автоматизированный отчет, содержащий как сырые данные о проведении теста, таких как количество верных или неверных реакций на стимулы и т.д., так и обработанные данные с учетом переноса результатов тестов на выборку. Для учета таких важных параметров как пол, возраст испытуемого и уровень образования, введены специальные коэффициенты для максимальной объективности результатов.
Отдельно стоит отметить высокий уровень достоверности тестов. Система исключает некорректные результаты, которые могли бы появиться вследствие того, что пациент не понял суть упражнения. Перед началом каждого теста система предлагает пройти несколько тренировочных заданий и только в случае их успешного завершения предлагает начать тест с учетом результатов.
Комплекс также обладает уникальной особенностью - адаптивностью тестовых и тренировочных методик. Во время тестирования или тренинга система постоянно, в режиме реального времени, оценивает результаты испытуемого и предъявляет следующий стимул исходя из того, насколько быстро и правильно испытуемый выполняет задание. Подобный подход имеет 2 ключевых преимущества; по-первых, одни и те же тесты подходят для пациентов с различной степенью поражения, а во-вторых, каждое предъявление теста - уникальное, с различной последовательностью стимулов, временем их предъявления и т.д. Таким образом, исключена возможность запомнить «правильную» последовательность ответов или натренироваться на успешное выполнение тестов. Использование данной методики позволяет получать в итоге максимально точный и объективный результат.
В системе существуют тесты и тренировки, направленные на оценку таких важных для корректной диагностики и реабилитации параметров как: зрительная память, краткосрочная память, долгосрочная память, восприятие, интеллект, разделенное внимание, фокусированное внимание, мелкая моторика, зрительно-моторная координация, пространственная ориентация и т.д. Во время тестирования задействуются органы зрения, слуха, верхние и нижние конечности. Таким образом, система позволяет провести комплексную объективную оценку психологического и психофизиологического состояния пациента, а также определить необходимую программу корректировки и социальной реабилитации когнитивных навыков на этом же комплексе .
Доступные и хорошо понятные подсказки на экране во время тестов и тренировок значительно сокращают время, необходимое для разъяснения сути и снижают нагрузку на врача.
По результатам диагностики подбирается программа восстановления когнитивных навыков в зависимости от степени поражения. Пакет программного обеспечения для восстановления когнитивных навыков содержит в себе упражнения, смысл которых заключается в имитации обыденных ситуаций - езда на автомобиле, поиск какого-либо объекта, управляющие функции и т.д. Упражнения преподнесены в игровой форме с хорошей графической составляющей, что позволяет пациенту глубже погрузиться в процесс реабилитации.
В основу тренировочного пакета положены самые современные научные исследования когнитивных функций и методы их тренировки. Реалистичный дизайн тренинговых программ помогает пациентам использовать полученные навыки в повседневной жизни и обеспечивает высокую мотивацию пациентов при выполнении задач. В зависимости от степени поражения выбирается уровень сложности, варьируемый в широких пределах. По результатам нескольких тренировок формируется отчет, содержащий данные о динамике восстановления данной когнитивной функции.
На экране наглядно представляется график общих показателей результативности последних сессий, что также помогает мотивировать пациента, копия результатов может быть распечатана и передана пациенту для ознакомления. Помимо этого также отображаются результаты сессии индивидуального тренинга, включая среднее время реакции, количество правильных, запоздалых, неправильных и пропущенных ответов на каждом уровне сложности. Также на графике отмечается каждый ответ, записанный во время тренировки, с учетом уровня сложности, времени реакции и результата. В самой системе предусмотрена возможность сравнивать результативность последних тренировочных сессий с предыдущими.
Модуль тестирования и модуль тренировок тесно связаны друг с другом и обладают уникальными характеристиками: полная совместимость обеспечивает эффективное применение программного комплекса для оценки проведения терапии и анализа эффективности реабилитационных мер. Для каждого теста в модуле тестирования имеется соответствующая тренировочная программа для рассматриваемой подобласти исследуемой функции.
|